Глоссарий
ФГОС начального общего образования
второго поколения
Личностные универсальные учебные действия. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
• действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего осуществляется деятельность. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Логическая грамотность – свободное владение обучающимся комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.
Логическое мышление – способность и умение обучающегося производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем (индуктивной или дедуктивной)).
Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Материально-техническое обеспечение (условия) получения общего образования – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).
Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования – научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья обучающихся; нормами учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Морально-нравственное воспитание обучающихся – освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.
Назначение федеральных государственных образовательных стандартов – создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования:
• выступать инструментом организации и координации системы образования;
• служить ориентиром ее развития и совершенствования;
• служить критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
• быть средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
• выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой;
• быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ – интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.
Образовательная среда – совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
Образовательные потребности. Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность включает в себя отношения как минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности.
Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ) – запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся:
• следование принципам безопасного и здорового образа жизни;
• готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни);
• осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность);
• освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость);
• активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).
Общественный договор в области образования – выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.
Общественный статус федеральных государственных образовательных стандартов – важнейший механизм реализации основной миссии образования – формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленная в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей обществом и государством в области образования.
Основные функции стандартов в области общего образования:
• обеспечение:
– права каждого гражданина РФ на получение качественного образования, т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
– единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования;
– преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
• критериально-оценочная, следующая из понимания сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования; объему учебной нагрузки; процедурам оценки образовательных результатов выпускников; образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
• повышение объективности оценивания на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Принцип вариативности – предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем обучающимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно-ориентированный урок.
Принцип открытости – предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.
Приоритет индивидуальности – предполагает создание условий для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.
Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам – программы, имеющие ориентирующий характер, включающие:
• пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения;
• особенности содержания;
• содержание образования, включающее перечень изучаемого материала;
• примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников;
• планируемые результаты освоения предметных программ;
• рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.
Программа воспитания и социализации учащихся – перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов:
• социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум);
• многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.
Программа формирования универсальных учебных действий – программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит:
• описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
• описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования;
• связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
• характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные действия – обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата деятельности;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ:
• ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
• индивидуальные психологические характеристики личности.
Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ – способность к решению учебно-практических задач на основании:
• системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
• умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;
• обобщенных способов деятельности;
• коммуникативных и информационных умений;
• умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.
Система оценки учебных достижений обучающихся – включает:
• описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией);
• критерии и процедуры оценивания;
• формы представления результатов;
• условия и границы применения.
Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов подразумевает ориентацию на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Согласование потребностей – процесс взаимоопределения социальных потребностей. Исходя из различной степени формализации и институционализации, можно говорить о самосогласовании потребностей – в тех случаях, когда эти процессы не регулируются напрямую управляющими субъектами; и о согласовании потребностей (в узком смысле), когда рассматриваемые процессы являются предметом управленческого регулирования.
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.
Социальный заказ – требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, обеспечивающие формирование у обучающихся:
• умения вести безопасный и здоровый образ жизни;
• готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;
• активной жизненной позиции;
• готовности к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики;
• идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;
• осознание нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью;
• умения делать осознанный и ответственный личностный выбор и т. д.
Статус и место стандарта в системе нормативно-правовых документов системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт – государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка:
• примерных (базисных) образовательных планов и программ;
• системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в процессе аттестации выпускников в различных формах;
• положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
• экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;
• системы аттестации педагогических работников;
• контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;
• подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Структура основных образовательных программ – комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ:
• состав программ;
• рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
• требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в т. ч., к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Субъекты образовательного процесса – обучающиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.
Субъекты образовательной потребности – любой субъект образовательного процесса, предъявляющий свой запрос к системе образования, если этот запрос тем или иным образом может влиять на функционирование системы.
Требования к кадровому обеспечению, необходимому для реализации основных общеобразовательных программ – система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами:
• соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации;
• способными к инновационной профессиональной деятельности;
• обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.
Требования к структуре основных общеобразовательных программ – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ – интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.
Умственная работоспособность – объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
Фундаментальное ядро содержания общего образования – нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в т. ч. ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.
Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе:
• способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
• учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения;
• практические и обобщенные способы деятельности. См. индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации.
Целеполагание – возникновение, выделение, определение и осознание целей.
Цели образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как “научить учиться”.
Юридический статус Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования – система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории РФ, являющаяся механизмом как реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.
Подготовлено по материалам сайта www.standart.edu.ru