Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 03:25

Осокина Ирина Александровна

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48

Глоссарий Л - Ц

Глоссарий

ФГОС начального общего образования

второго поколения

Личностные универсальные учебные действия. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

•          действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего осуществляется деятельность. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него;

•          действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Логическая грамотность – свободное владение обучающимся комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.

Логическое мышление – способность и умение обучающегося производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем (индуктивной или дедуктивной)).

Личностные результаты образовательной деятельности – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Материально-техническое обеспечение (условия) получения общего образования – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).

Медико-гигиенические требования к условиям реализации основных образовательных программ общего образования – научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья обучающихся; нормами учебной нагрузки с учетом характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий; соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Морально-нравственное воспитание обучающихся – освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.

Назначение федеральных государственных образовательных стандартов – создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования:

•          выступать инструментом организации и координации системы образования;

•          служить ориентиром ее развития и совершенствования;

•          служить критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

•          быть средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

•          выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой;

•          быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ – интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.

Образовательная среда – совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательные потребности. Потребность в общем образовании понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность включает в себя отношения как минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой – адресатом социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности.

Общественные запросы в области общего образования (социальный заказ) – запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся:

•          следование принципам безопасного и здорового образа жизни;

•          готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни);

•          осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность);

•          освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость);

•          активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).

Общественный договор в области образования – выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

Общественный статус федеральных государственных образовательных стандартов – важнейший механизм реализации основной миссии образования – формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленная в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей обществом и государством в области образования.

Основные функции стандартов в области общего образования:

•          обеспечение:

–          права каждого гражданина РФ на получение качественного образования, т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

–          единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования;

–          преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

•          критериально-оценочная, следующая из понимания сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования; объему учебной нагрузки; процедурам оценки образовательных результатов выпускников; образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

•          повышение объективности оценивания на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Принцип вариативности – предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем обучающимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно-ориентированный урок.

Принцип открытости – предполагает использование на уроке разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.

Приоритет индивидуальности – предполагает создание условий для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.

Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам – программы, имеющие ориентирующий характер, включающие:

•          пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения;

•          особенности содержания;

•          содержание образования, включающее перечень изучаемого материала;

•          примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников;

•          планируемые результаты освоения предметных программ;

•          рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

Программа воспитания и социализации учащихся – перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов:

•          социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум);

•          многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

Программа формирования универсальных учебных действий – программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит:

•          описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

•          описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования;

•          связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

•          характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные действия – обеспечивают организацию учебной деятельности учащимися. К ним относятся:

•          целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно;

•          планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•          прогнозирование – предвосхищение результата деятельности;

•          контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•          коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•          оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

•          волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ:

•          ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);

•          характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

•          индивидуальные психологические характеристики личности.

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ – способность к решению учебно-практических задач на основании:

•          системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

•          умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;

•          обобщенных способов деятельности;

•          коммуникативных и информационных умений;

•          умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

Система оценки учебных достижений обучающихся – включает:

•          описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией);

•          критерии и процедуры оценивания;

•          формы представления результатов;

•          условия и границы применения.

Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов подразумевает ориентацию на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Согласование потребностей – процесс взаимоопределения социальных потребностей. Исходя из различной степени формализации и институционализации, можно говорить о самосогласовании потребностей – в тех случаях, когда эти процессы не регулируются напрямую управляющими субъектами; и о согласовании потребностей (в узком смысле), когда рассматриваемые процессы являются предметом управленческого регулирования.

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.

Социальный заказ – требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, обеспечивающие формирование у обучающихся:

•          умения вести безопасный и здоровый образ жизни;

•          готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;

•          активной жизненной позиции;

•          готовности к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики;

•          идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;

•          осознание нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью;

•          умения делать осознанный и ответственный личностный выбор и т. д.

Статус и место стандарта в системе нормативно-правовых документов системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт – государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка:

•          примерных (базисных) образовательных планов и программ;

•          системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в процессе аттестации выпускников в различных формах;

•          положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;

•          экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

•          системы аттестации педагогических работников;

•          контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

•          подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Структура основных образовательных программ – комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ:

•          состав программ;

•          рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

•          требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в т. ч., к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Субъекты образовательного процесса – обучающиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.

Субъекты образовательной потребности – любой субъект образовательного процесса, предъявляющий свой запрос к системе образования, если этот запрос тем или иным образом может влиять на функционирование системы.

Требования к кадровому обеспечению, необходимому для реализации основных общеобразовательных программ – система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами:

•          соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации;

•          способными к инновационной профессиональной деятельности;

•          обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть дополнены требованиями субъектов РФ, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования. Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ – интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

Умственная работоспособность – объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Фундаментальное ядро содержания общего образования – нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в т. ч. ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.

Характеристики индивидуальных учебных достижений выпускников, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации – основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе:

•          способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

•          учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения;

•          практические и обобщенные способы деятельности. См. индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации.

Целеполагание – возникновение, выделение, определение и осознание целей.

Цели образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как “научить учиться”.

Юридический статус Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования – система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории РФ, являющаяся механизмом как реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.

Подготовлено  по материалам сайта www.standart.edu.ru

Вход на сайт
Поиск
Часы
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Погода
-4°C . . -5°C
Понедельник, 14 Декабрь 2015
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Архив записей
    Счетчик

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz